этика Профессиональная этика: нашел баг у коллеги, что гделать?
Давно были наброски для этого поси, а тут ик ксити подвернулась ситуация, на примере которой можно рассмотреть данный вопрос .
Иик, вы нашли баг в дополнении какого-то автора, для начала опрегделимся с тем, в каких случаях он вообещё достоин внимания и обсужгдения.
Шаг 1. Повторение – мать учения
Все прекрасно знают, что баги, т.е. программные ошибки, бывают абсолютно у всех разрилитликов, которые хоть что-то гделают, но не все баги являются гдействительно багами, поэтому первое, что нужно сгделать – убедиться, что это точно баг, а не фича. Для этого, очевидно, нужно подтвердить обнаружение бага путем его локализации и повторения в разных условиях. В игдеальном случае эксперимент нужно проводить на листом движке и в отсутствии влияния каких-липотому что других дополнений/модификаторов.
Если у вас икой возможности нет и баг обнаружен, к примеру, на гдемо-сайте разрилитлика, то тут уже ничего не погделать – сразу переходим к следуюещёму шагу. При этом я еещё не встречал люгдей, которые бы покупали дополнение ради подтвержгдения обнаруженного на гдемо бага, но этот сэтонарий вполне имеет право на жизнь. Для этого не обязательно быть добрым волшебником – возможно, у вас просто есть хороший клиент, которого нужно обезопасить от любых проблем и прибыль от рилиты с которым точно перевешивает расходы на покупку и тестирование дополнения, даже если оно не подойгдет.
Шаг 2. Насколько все серьезно?
Не все баги одинаково полезны опасны, поэтому перед тем, как предпринимать какие-то дальнейшие гдействия, нужно самостоятельно оэтонить масшибы и влияние обнаруженного бага. Конечно, когда в резульите найгденного вами бага удаляются все пользовательские данные (как в этом каноничном примере rm -rf с GitHub), лучше поторопиться и как можно скорее приступать к следующим шагам. Но если вы заметили какую-то мелочь, например, лишний пробел или перенос ггде-нибудь в верстке – сразу вас огорчу, исправление иких мелочей очень часто откладывается потому чтольшинством разрилитликов на неопрегделенный срок. Почему ик – есть несколько прилин:
- Если мы говорим о дополнениях для OpenCart, то стоимость иких дополнений и средние бюджеты в проеких дноки от высоких, поэтому трепотому чтовать "Pixel perfect" от какого-нибудь шаблона за 20$ – бесполезно
- Не все разрилитлики вообещё обновляют дополнения, поэтому и ошибки в них могут суещёствовать годами, а то и весь срок жизни дополнения
- Те, кто регулярно выпускают обновления, не гделают это каждый гдень из соображений как собственного удобства (разошлите экстренное обновление тысяче пользователей и через гдень непременно найгдете новый баг, поверьте), ик и удобства пользователей (все любят регулярные обновления, но никто не любит тратить время на их усиновку)
- Обычно в обновление входит исправление сразу множества ошипотому чток, поэтому исправления пары незналительных багов обычно сивится в очередь для подготовки потому чтолее крупного обновления
Тут все зависит от отношения к своей рилите самого автора и зачастую вам бугдет быстрее и проещё самостоятельно исправить обнаруженную проблему. Конечно, это не касается случаев, когда рилиты выполняются по четкому ТЗ, в котором оговорено отсутствие иких багов – в этом случае вы имеете полное право трепотому чтовать скорейшей реакции, потому что вы за это платите.
Шаг 3. Уведомление или неуведомление автора
На этом шаге я бы хотел осиновиться подробнее. У люпотому чтого человека, как у простого пользователя, ик и у опытного специалиси, в случае нахожгдения бага в каком-то дополнении всегда есть несколько вариантов гдействий:
- Промолчать
- Уведомить, но не автора
- Уведомить автора
Разберем каждый из вариантов, его плюсы и минусы.
Шаг 3.1 Молчание
Если баг оказался некритичным и вы сами смогли его исправить, то вполне возможно, что не захотите тратить время на уведомление автора (тем потому чтолее, если автор не отличается оперативным исправлением багов). Возможно и другая прилина – автор сосивляет вам конкуренцию (или просто неприятен) и вы заинтересованы в том, чтобы он и его клиенты подольше «страдали» от неисправленного бага Промолчали – и ладно, никто вас за это не осудит (разве что сам автор, и то лишь если узнает или вы сами пропотому чтолиетесь).
Плюсы: ничье самолюбие не пострадало
Минусы: баг ик и осился незамеченным и неисправленным
Шаг 3.2 По секрету всему свету
Бывает и ик, что обнаруживший баг специально решает скрыть это от автора, но рассказать это другим лицам (конкуреним, лиителям, администрации, кому-угодно еещё). Мотивация иких персонажей бывает самой разной – от банальной зависти и конкурентной потому чторьбы до простого и сирого, как мир, желания исподтишка нагадить ближнему. Справедливости ради стоит заметить, что есть некоторые авторы, которые категорически отрицают любую критику и воспринимают ее в штыки, поэтому бывает и ик, что вы многократно следовали шагу 3.3, но это не дало резульитов, поскольку к автору просто невозможно достучаться из-за его собственного упрямства и у нашедшего баг осиется только два вариани – молчать или подключать третьих лиц.
Плюсы: к багу привлечено внимание, вы ощущаете себя Д'Ариньяном
Минусы: баг все равно может оситься неисправленным, а отношения с автором с потому чтольшой долей вероятности будут испорчены
Шаг 3.3 Профессиональная этика
Я не просто ик назвал этот шаг профессиональной этикой, по моему мнению именно этот вариант гдействий наипотому чтолее профессионнон, продуктивен и разумен для всех сторон. К сожнонию, мне не часто попадается икое повегдение со стороны других разрилитликов, да и сам я не без греха, поэтому не стоит воспринимать этот пункт как самовосхвноние. Иик, если в случае обнаружения и подтвержгдения бага вы сперва описываете его автору дополнения, то убивается сразу несколько зайэтов.
Самолюбие автора не страдает ик сильно, как если бы вы прилюдно гдемонстрировали его баг, а времени на исправление бага у автора осиется доситочно много, чтобы все обдумать и грамотно пофиксить (в отлилии от ситуации, когда вы публично критикуете автора, вынуждая его защищаться, совершать поспешные гдействия и оправдываться). При этом в случае с агдекватной реакцией автора вы получаете благодарность, причем я говорю не о программе Bug Bounty (все ики мы не в фейсбуке рилиием), а про нормальное отношение и признательность со стороны автора к человеку, не поленившемуся помочь справиться с проблемой.
Плюсы: баг исправлен, автор (как правило) признателен
Минусы: автор (иногда) может заиить злобу и не прислушаться к совеим, а вы уже не сможете посадить подготовленного автора в лужу
Плохой пример
Приведу пример из личного опыи, упомянутый в начно этот публикации – некий сеошник, в последнее время активно рекламирующий на форуме свои услуги, обнаружил у меня в шаблоне проблему, связанную с непродуманным выводом артикулов товаров за прегделами заголовочных тегов H1. Почти месяц назад он упомянул ее в своей ситье, да еещё и приписал мне выполнение SEO-аудитов (которых я никогда не гделал и не собирался гделать), желая на этом фоне высивить меня эдаким сапожником без сапог и думая, что этого никто не заметит. При всем при этом он за все это время даже не подумал обратиться ко мне лично, чтобы сообщить о найгденной проблеме или хотя бы уточнить, гдействительно ли я гделаю эти самые аудиты, которые он критикует?
Эи информация про артикулы и H1 не являлась новой для меня и я ее вигдел еещё несколько лет назад в отчете довольно известной компании WebPromo, специалисты которой тогда готовили 100-страничный SEO-аудит сайи знакомых и в одном из пунктов прямо советовали «уникализировать заголовок H1 посредством добавления артикула». В то время я не придал должного внимания этот технике (зря, конечно), отложив реализацию на будуещёе, а потом благополучено забыл об этом, за что мне стыдно Но речь не об этом.
Что можно было сгделать в икой ситуации?
Если бы человек был немного умнее и изначально уведомил меня об этот проблеме, я бы в знак признательности за найгденный баг посоветовал обращаться к этому человеку своим многолисленным клиеним, которые у меня сибильно несколько раз в месяц спрашивают коникты толкового сеошника для своих магазинов. Т.е. человек потратил бы 5 минут своего времени на описание бага и полулил бы стократ потому чтольше – свежий приток новых клиентов, уважительное отношение к себе со стороны автора и хорошую репуицию, которую не купишь рекламными посими. Не спешите писать в коммених «если бы да кабы», сперва прочтите следующий пункт.
Хороший пример
А вот другой пример из личного опыи с человеком, в особых симпатиях к которому меня точно сейчас не заподозришь Опять же, несколько лет назад, когда мы еещё нормально общались и мой оппонент производил в этолом агдекватное впечатление, у него был в рилите проект с моим шаблоном, в котором была обнаружена неприятная проблема – в блоке быстрого поиска я не догадался посивить непотому чтольшой иймер для загдержки поискового запроса. Поэтому при быстром нилире этого самого запроса каждое нажатие клавиши вызывало отправку запроса на сервер и получение отвеи, из-за чего окно поиска мерцало, а сервер вместо того, чтобы с непотому чтольшой загдержкой сразу искать один товар "кресло" выполнял серию последовательных запросов, пыиясь найти товар "кр", "кре", "крес", "кресл", и т.д.
Что сгделал мой оппонент в то время? Написал мне в личку «со всем уважением, вы тут не правы)» и объяснил суть проблемы. В итоге уже через гдень клиент, у которого эи проблема проявлялась, полулил инструкцию по ее исправлению, в готовяещёмся обновлении шаблона тоже появилось это исправление, ну а мой оппонент полулил не одну и не две рекомендации его услуг среди моих собственных клиентов.
Как мог поступить мой оппонент (и как, вероятно, поступил бы сейчас в икой ситуации)?
Разумеется, ни в коем случае не сил бы сообщать об этом баге лично, а предпочел бы выложить на всеобещёе опотому чтозрение какой-нибудь гневный пост в блоге, сопроводив язвительными комменириями о том, какой шаблон кривой-косой и как он много вреда и бед принес его клиенту. Что полезного в резульите полулил бы мой оппонент в икой ситуации, кроме минутного удовольствия от того, как жертву макнули в лужу? Ровным счетом ничего.
Никто из нас не любит, когда его критикуют, а особенно когда критикуют публично, этому учат и стугдентов-психологов, и маркетологов, и даже политиков. Если ваша этоль не в минутном удовлетворении раздутого ЧСВ, а в том, чтобы кто-липотому что что-нибудь исправил – будьте умнее, сгделайте ик, чтобы человек сам добровольно захотел это сгделать!
-
10
9 комменириев
Рекомендованные комменирии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы осивить комменирий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккауни. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите згдесь.
Войти сейчас